Категория: Карты

Крибидж (Cribbage)



Крибидж - одна из игр, чрезвычайно популярных в Англии и США. Удобнее всего играть вдвоем, хотя может участвовать и четыре игрока.

Существуют три вида игры, известные как пятикарточный, шестикарточный и семикарточный крибидж. Они различаются количеством карт, раздаваемых каждому игроку.

Начнем с пятикарточного крибиджа - его считают самым интересным в тактическом плане, хотя он и наиболее прост.

Задача в крибидже - набрать установленное количество очков раньше соперника. В пятикарточном крибидже - это число 61. Для подсчета обычно используется специальная доска с углублениями и колышками. Она позволяет без труда следить за счетом и в любой момент видеть положение обоих игроков. Но вполне можно использовать бумагу и карандаш.

Вначале игроки выбирают сдающего, пользуясь полной колодой из 52 листов. Сдает игрок, который вытянет младшую карту (туз - самая младшая). Сдающий тасует, соперник снимает и автоматически получает три очка, известные как "три последних". Эти три очка являются компенсацией за некоторые неудобства, которые терпит "несдающий". Сдающий затем раздает по пять карт каждому (раздает по одной за раз).

Изучив свои карты, игроки сносят по две из них. Эти карты откладываются лицом вниз в сторону и образуют т. н. "кормушку", их счет будет учтен.

Счет за кормушку достается сдающему, и поэтому для двух игроков принцип сноса различный. Несдающий сносит карты, которые, по его мнению, не пригодятся противнику, но необходимые ему самому. Сдающий же старается обеспечить полезную кормушку.

После того, как карты для кормушки отложены, несдающий снимает оставшуюся колоду сдающему. -Он снимает ее сверху, а сдающий открывает верхнюю карту нижней части колоды.

Эта карта называется УстартФ. Как мы увидим далее, она играет очень важную роль в игре. Если старт оказывается валетом, сдающий сразу же получает два очка, известные под названием Удва за каблукиФ.

Затем начинается собственно игра картами. Каждый игрок имеет по три карты на руках и, начиная с несдающего, поочередно кладет их лицом вверх; цель - набрать максимальное число очков.

Очки, набранные в игре. В игре очки засчитываются по следующим правилам.

Пары.

Игрок засчитывает пару (два очка), когда он играет картой того же достоинства, что и карта, последней положенная соперником. Например, если несдающий заходит дамой, сдающий кладет вторую даму и получает два очка за пару.

2. Королевские пары.

Если третья карта одного и того же достоинства играется подряд, игрок, положивший ее, засчитывает себе шесть очков. Это королевская пара. Она оценивается шестью очками потому, что из трех карт одного достоинства можно образовать три пары.

3. Двойные королевские пары.

Двойная королевская пара - четыре одного достоинства карты, сыгранные подряд, - оцениваются двенадцатью очками игроку, положившему четвертую из этих карт, поскольку из четырех карт можно образовать шесть разных пар, отсюда и двенадцать очков. Например, первая карта - 7, сдающий играет вторую 7 (говоря: УЧетырнадцатьФ) и засчитывает себе еще два очка за пару, несдающий кладет третью 7 (двадцать одно), засчитывая еще шесть очков за королевскую пару, и сдающий - четвертую 7 (двадцать восемь), засчитывая двенадцать очков за двойную королевскую пару,

4. Серии или порядки.

Если играются подряд три следующие друг за другом по достоинству карты, игрок, положивший третью из них, засчитывает три очка за серию. Например, если первой картой была 3, второй - 4, а третьей - 5, то игрок, положивший последнюю карту, получает три очка. Но точно так же серия засчитывается, если эти карты были сыграны в другом порядке: 5, 4, 3; 5, 3, 4; 4, 5, 3. Это правило необходимо сразу же усвоить, поскольку зачастую здесь возникают недоразумения.

Серия засчитывается не только за порядок из трех карт, но и за порядок и из четырех, пяти или шести. Допустим, первой сыграли 2, затем 3 и 4 - засчитывается серия из трех; если затем играется 5, то игрок, положивший ее, получает четыре очка за серию из четырех; затем может быть сыграна 6, приносящая пять очков за серию из пяти; и 7, дающая шесть очков за серию из шести. Как и в предыдущем случае, карты не обязательно должны сразу выстраиваться по порядку, главное - что они могут быть организованы по порядку. Не обязательно, чтобы порядку из четырех предшествовал порядок из трех. Допустим, сыграны 2, 3 и 5 - в этом случае ничего не засчитывается; но если игрок затем кладет 4, он сыграл порядок и засчитывает четыре очка. Возможно, сыграны 7, 5, 6, и несдающий, положивший 6, засчитывает себе три очка за серию из трех. Затем сдающий кладет 2 и ничего не получает, несдающий кладет 4 и тоже ничего не получает, но если после этих пяти карт сдающий играет 3, то серия из шести карт завершается, и сдающий получает шесть очков.

Порядок в фигурных картах. Для удобства счета все фигурные карты считаются по 10 очков, но для серии они располагаются в обычном порядке: 10ВД, сыгранные в любой последовательности, составляют порядок, так же, как и КДВ или В109, но 89В не образуют порядка.

5. Пятнадцать.

Если две и более карт сыграны так, что их сумма равна пятнадцати, то игрок, сыгравший последнюю карту, набирает два очка. Например, если игрок А играет 7, игрок Б может пойти 8, сделав УпятнадцатьФ и заработав два очка. Если А сыграл 6, Б - 5,. то А может положить 4 и таким образом получить очки за пятнадцать и за серию из трех, всего пять очков.

Именно по этой причине в крибидже так ценятся пятерки. Не менее шестнадцати карт стоят по десять очков, их несложно дополнить до пятнадцати при помощи 5.

6.Тридцать одно

Максимальная сумма сыгранных карт не может превышать тридцати одного очка. Игрок, кладущий карту, которая добирает ровно до этой суммы, засчитывает два очка. Например, если первые три карты 1096, сдающий может положить еще 6, за которую получает четыре очка: два за тридцать, одно и два за пару. Как только тридцать одно набрано, игра прекращается.

7. Одно за последнюю.

Игрок, который не может положить другую карту, не превысив при этом тридцати одного, говорит: "ПроходиФ. Если и соперник не может положить следующую карту, он тоже говорит: "ПроходиФ. Если же он может сыграть последнюю карту, то получает одно очко за последнюю карту - если только эта карта не дополняет сумму до тридцати одного. В этом случае он получает два очка, как описано выше в п. 6.

После завершения игрового кона игроки переходят к так называемому "показуФ.

Показ. Первым "показывает" свои карты несдающий, затем сдающий. Под конец он открывает те четыре карты, которые были снесены в кормушку. Они тоже показываются, а счет за них начисляется сдающему.

Счет при показе основан на тех же принципах, что и в игре.

При показе открытая карта (старт) учитывается во всех трех подсчетах. Т. е. она становится элементом раскладов и на руках у обоих партнеров, и в кормушке.

Допустим, на руках у несдающего К55, у сдающего 766, в кормушке Д433, а открытая карта - еще одна 5.

Подсчитываются теперь следующие карты: у несдающего К555, у сдающего 7665, в кормушке Д5433. В данном случае три карты несдающего, стоящие всего лишь шесть очков сами по себе, вместе со стартом набирают четырнадцать очков. Карты сдающего, стоившие только два, теперь стоят восемь, а кормушка, стоившая два, - двенадцать. Если бы стартом оказалась малоценная карта, в нашем случае, например, туз, несдающий набрал бы на восемь очков, а сдающий на 16 меньше, чем они взяли с 5.

Счет ведется по следующим правилам.

Пятнадцать.

Как и в игре, любая комбинация из двух или более карт, в сумме составляющих пятнадцать, стоит два очка. Например, стоят два очка 105, 1032, 87, 843, 932Т. В кормушке все пять карт могут скомбинироваться в два за пятнадцать, например, Т2345, ТТ445, Т2336 и т. д.

Надо заметить, что одна и та же карта может участвовать в более чем одной комбинации пятнадцать при условии, что остальные элементы пятнадцати другие. Так, в комбинациях Т2345, ТТ445, Т2336 и др. набирается четыре за пятнадцать. В каждой из них одна карта учитывается дважды. Сходным образом возможны шесть за пятнадцать при 9666; в этом чрезвычайно удачном раскладе, как видите, участвуют все три 6, образуя самостоятельные комбинации с 9. Расклад 10555 еще ценнее, т. к. здесь образуется не только три по пятнадцать с 10, но и четвертая - из одних пятерок.

Наконец, нужно остановиться на случае 5555. Сколько раз по пятнадцать в этом раскладе? Не менее четырех, потому что каждая из четырех групп пятерок может включать другую карту.

Отсюда ясно, что если в кормушку попали 10 и четыре 5, засчитываются не менее восьми пятнадцаток.

2. Пары.

Как и в игре, любые две карты одного достоинства составляют пару и стоят два очка. Так, расклад 9966 стоит 12 очков - восемь за пятнадцатой и четыре за две пары.

3. Королевские пары.

Здесь, опять же как и в игре, три карты одного достоинства стоят шесть очков. Расклад из 9 и трех 3 набирает 12 очков. В нем есть три пятнадцатой (9 плюс каждая пара троек), а также три пары троек. Новички скоро научатся узнавать эти расклады по 12 очков. К той же категории, что 9333, относятся и 8887, 8777, 7444, 777Т, 6663. В каждом из этих случаев есть шесть за пятнадцать и королевская пара. 10555 (а также К555 и т. п.) относятся к другой категории: эти расклады стоят 14 очков, поскольку три 5 образуют еще одну пятнадцатку.

4. Двойные королевские пары.

Двойная королевская пара - четыре карты одного достоинства - стоят 12 очков, в соответствии с логическим продолжением уже описанного принципа. Если на руках игрока двойная королевская пара (но не в кормушке), вопрос о пятнадцати не возникает, если только на руках не пятерки. Четыре 5 по уже объяснявшимся причинам стоят в целом 20 очков.

Если же двойная королевская пара попадает в кормушку, счет усложняется. 10 и четыре 5 образуют восемь раз по пятнадцать, а общий счет будет 28. Четыре 6 и, 9 стоят 20 очков. Четыре 8 и 7 - также 20. Рассчитать стоимость остальных двадцати комбинаций можно по аналогии с примерами, приведенными для королевских пар.

5. Серии.

Здесь применяется тот же принцип, что и в игре. Любые три и более карт, которые могут быть организованы в последовательном порядке, образуют серии по три, четыре и пять. Более того, как в пятнадцати и парах, одна и та же карта может быть включена в две или три серии. Если на руках 3345, игрок засчитывает себе шесть очков за две серии (и, конечно, два за пятнадцать и два за пару). Если в кормушке лежат 33345, показ стоит гораздо дороже. Здесь три серии из трех карт, королевская пара и три раза по пятнадцать. Всего же такой расклад оценивается в 21 очко.

Очень хорош расклад 45556 в кормушке. Здесь три серии из трех, королевская пара, образующая 15, и еще три пятнадцатки. Всего же здесь 23 очка.

6. Флэши.

Это правило в игре не работает. Если на руках три карты одной масти, то игрок получает три очка за флэш. Если и старт той же масти, что и эти три карты, игрок получает четыре очка за флэш из четырех. В кормушке четыре карты одной масти не учитываются; флэш считают только при пяти картах одной масти.

7. козырной валет.

Одно за козырного валета засчитывается в том случае, когда на руках или в кормушке есть валет той же масти, что и старт.

Несколько замечаний относительно техники игры

С опытом приходит умение быстро и точно сносить карты в кормушку. Но начинающим не следует бояться потратить слишком много времени на учебу. Опытный игрок замечает, что одни и те же комбинации часто повторяются, и в большинстве случаев автоматически определяет, как ему поступать. Если не вычислениями, так методом проб и ошибок он приходит к выводу, что в таком-то и таком-то раскладе нужно снести те-то и те-то карты.

Другое дело - новичок. Зачастую он еще плохо ориентируется в подсчетах, а ведь прежде чем обдумывать тактические возможности игры карт, нужно в уме определить их ценность.

Мой вам совет: не торопитесь. Если у вас не слишком нетерпеливый противник, не сносите карты в кормушку, не проанализировав все возможные варианты. При. этом следует учитывать следующие факторы.

1. Вам нужно снести две карты из пяти. Какова относительная сила оставшихся трех с точки зрения засчитываемых очков?

2. Как изменится ситуация, когда добавится открытая карта?

3. Смогут ли оставшиеся карты наилучшим образом проявиться в игре? Больше всего очков теряется оттого, что не учитывается игровой момент при сносе карт.

4. Если кормушка ваша, помните, что вам нужен хороший показ и в кормушке, и в собственном раскладе. Больше всего очков набирается, как известно, из кормушки, потому иногда лучше пожертвовать картами в руке, чтобы больше получить из кормушки.

5. И наоборот, если кормушка у соперника, отдавайте в нее как можно меньше. Опять же, можно пойти на жертвы, чтобы не дать хороших возможностей противнику.

6. И последнее. Ваша кормушка или вашего противника, но внимательно следите за подсчетами! Выигрывает не тот, кто набирает больше очков, а тот, кто набирает столько, сколько надо. И когда вы или ваш противник приближаетесь к заветному числу, принятая обычно тактика может резко измениться.

Рассмотрим несколько примеров.

(i) У вас 107544. Если кормушка ваша, сделать снос очень легко. Вы сносите 105, обеспечив себе два за пятнадцать в кормушке (а если повезет, то и гораздо больше), и оставляете на руках два за пятнадцать и пару.

Но если кормушка у противника, он сам будет стремиться снести в нее 10 или 5. Для вас должно стать правилом никогда не сносить в кормушку 5, если только к тому не вынуждают чрезвычайные обстоятельства.

Пусть и неохотно, но приходится отказаться от мысли оставить 744, нет, вы оставите 1054 либо (что кажется более предпочтительным) 544. Последняя комбинация хороша по двум причинам. Во-первых, у вас три карты для двойной серии - если откроется 3 или 6, рука получится довольно сильной. Во-вторых, эта комбинация хороша для игры; вы заходите с 4, и если у противника случайно находится 4 и он делает пару, вы играете второй 4 и у вас - королевская, пара.

Но предположим, что вы близки к выигрышу, недостает, скажем, шести очков. Придется пересмотреть решение и в этих чрезвычайных обстоятельствах рискнуть и сбросить 105, поскольку вы показываете раньше соперника, а не набрать несколько очков в игре или благодаря удачному старту - это уж будет просто невезение. Четыре очка у вас уже есть, и вам нужно всего два.

(ii) Допустим, у вас 109986. Головоломный случай. Если кормушка у противника, снести довольно просто: 108, которые ему вряд ли пригодятся. Остаются 996 - уже шесть очков, а может быть и еще больше. Но если кормушка ваша, можно ли делать такой снос?

Наверное можно, но я.полагаю, что лучше оставить 1098, а 96 снести. Так у вас остается верных пять очков вместо шести. Но вклад в кормушку гораздо ценнее, к тому же шансы на усиление 1098 несколько более вероятны.


Информация взята из книги Энциклопедия карточных игр